1) Изначально благое желание изменить другого делает игру манипуляцией;

2) Игры имитируют решение проблем, но сохраняют их для продолжения;

3) Игры проявляются как повторы негатива в отношениях;

4) Они дают временную разрядку, но не приносят удовлетворения;

5) Это борьба за свою правду в надежде прожить что-то по-новому;

6) Чем меньше осознается игра, тем правдоподобнее она выглядит;

7) Это желание выйти из круга и одновременно снова и снова возвращаться;

8) Игры взаимны, игроки дополняют друг друга, как пазлы, «цепляют крючками»;

9) Так бывает между родителями и детьми, супругами, коллегами, друзьями;

10) Это интрига, проявление творческой энергии и изобретательности;

11) Большинство людей бессознательно играет в отношениях;

12) Игры делают жизнь ярче в выражении чувств, эмоций;

13) Играм обучаемся с детства, в каждой семье свой набор игр;

14) Они укрепляют убеждения, придают устойчивость, как в колее «судьбы»;

15) Это привычный способ получать внимание дома, на работе, среди друзей;

16) Игры отличаются по степени риска и могут быть опасными;

17) Драматичные игры без осознания становятся «неизбежным злом»;

18) Это упорное отстаивание потребности, в которой не слышат;

19) Из игры можно выйти в любой момент, осознав ее, понимая причины;

20) Альтернатива игры — близость, взаимоуважение, прямое выражение чувств.

Пример игры: "Пни меня". Человек бессознательно подставляется и становится мишенью для гнева другого игрока, который играет в "Попался, сукин сын". Один получает привычный пинок, другой гневную разрядку. Оба проживают привычные чувства, подтверждают свои убеждения о жизни и на время успокаиваются.

Другие популярные игры: «Скандал», «Если бы не ты», «Изъян», «Посмотри, что ты со мной сделал / что я из-за тебя сделал», «Динамо», «Растяпа», «Сделайте что-нибудь для меня», «Насилуют», «Фригидная женщина», «Должник», «Алкоголик», «А ну-ка подеритесь», «Почему бы тебе не сделать так-то... Да, но...» и др.

Такие игры проявляются как повторы негатива в отношениях, когда снова и снова один и тот же сюжет. Что-то задевает, выводит из равновесия, а после остается неприятный осадок.

Идея бессознательных психологических игр стала известной с момента публикаций Э. Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры." Психология человеческих взаимоотношений и судьбы. Рекомендую эти книги.

Игры начинаются в столь раннем возрасте и так долго длятся, что причины и цель такого поведения забываются, становятся бессознательным стилем. Так мы входим в колею жизни, а наше окружение воспроизводит привычную картину.

Приглашаю Вас узнать больше об этой стороне жизни в семье, на работе, с друзьями. Посмотреть на ситуацию со стороны, лучше понять свое окружение, попробовать что-то новое! 

Повторяющиеся проблемы? Ощущение, что живешь не своей жизнью? День сурка? Мы как раз об этом, решение есть!

Эту тему в свое время раскрыл Эрик Берн (транзактный анализ), многим известны его книги "Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы" и "Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений".

Ян Стюарт, Вэнн Джойнс «Современный транзактный анализ» 
lan Stewart, Vann Joines "A New Introduction to Transactional Analysis"
Эта книга доступна на русском языке. Знакомство с этой книгой поможет увидеть вклад со стороны ребенка и родителей в семейные события и отношения, а также оценить влияние психологического наследия от старших поколений. Книга построена как самоучитель с упражнениями по каждой теме. Изучение книги помогает семье остановить бессознательную и сознательную передачу разрушительных посланий от родителей детям, сохранить хорошее в культуре семьи и приумножить, а главное, четко разобраться, как это можно сделать в Вашем случае. Книга будет интересна и взрослым для понимания себя. 
Достаточно простым языком авторы говорят о таких важных для развития ребенка понятиях:
  • Родительские приказания и разрешения
  • Самооценка, мотивация и способы получения внимания
  • Ранние решения и сценарий жизни
  • Игнорирование и пассивное поведение
  • Запрещенные чувства и последствия
  • Симбиоз и отделение от родителей
  • Психологические игры

Курс Джин Иллсли Кларк воспитания родителей с концепцией возрастных стадий развития Памелы Левин:
  • P. Levin. Becoming the Way We Are
  • J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair
  • J. Illsley Clarke, C. Dawson. Growing Up Again
Памела Левин сопоставляла наблюдения в практике с различными системами периодизации развития. Глубоко проработана тема бессознательного возврата ребенка (и взрослого) к пробелам в пройденных этапах. Автор показывает в каком возрасте и при каких условиях мы возвращаемся в тот или иной этап развития. 
Это практическое руководство. Рассмотрены по возрастам задачи развития и типичное поведение ребенка, поддерживающие и разрушительные послания родителей, проблемы в детстве и во взрослой жизни. 

Модель шести личностных адаптаций и их комбинаций (Поль Вар, Тайби Калер, Джойнс и Стюарт). Первоисточники:
  • Ware P. Personality Adaptations (Doors to Therapy). Transactional Analysis Journal Vol.13, N1, January 1983 pp.11-19.
  • Kahler, Taibi, Ph.D., "Six Basic Personality Types", Bottom Line Personal, September, 1992.
  • Joines V., Stewart I. Personality Adaptations: A new guide to human understanding in psychotherapy and counselling. Nottingham and Chapel Hill: Lifespace Publ., 2002.
Интерес к этой теме окупается пониманием темы открытых и закрытых дверей контакта. Для психологов это важно в работе. А родителям: инструмент на каждый день. Когда стучимся в закрытую дверь, ребенок выпадает из реальности, бессознательно соприкасаясь со своим болезненным опытом. Т.е. ребенок нас не слышит. И с каждым разом негативная схема укрепляется. Открытые двери, напротив, более открытая сфера личности ребенка. Нам может быть непривычно общаться на языке ребенка, но это работает.